Заливка баббитом

Сифонная

Перейти

Центробежная

Перейти

Турбулентная

Перейти

Подшипники с антифрикционным слоем из баббита, нанесенным методом заливки используются почти на всех конструкциях газовых турбин, на судовых двигателях типа Г-60, Г-70 и мн. др.

Один из главных недостатков литого баббита – малая усталостная прочность и повышенная ликвация в поверхностном слое при заливке, что является отрицательным фактором с экономической точки зрения.

В общем случае, процесс изготовления подшипников скольжения методами литья включает в себя ряд последовательных операций:

  • удаление (выплавка) остатков старого баббита;
  • специальная подготовка корпуса или вкладыша подшипника перед заливкой антифрикционным сплавом для того, чтобы отливка прочно держалась в корпусе (вкладыше);
  • разогрев баббита до температуры заливки, а также разогрев собранной формы в специальных печах;
  • заливка расплава в форму;
  • охлаждение корпуса (вкладыша) подшипника скольжения с требуемой скоростью.

В настоящее время многие предприятия испытывают серьезные трудности при реализации процессов литья. Эти трудности обусловлены несоблюдением многих тонкостей технологий заливки баббитом вкладышей подшипников скольжения.
Научно производственное предприятие «Технологии сварочного производства» выполняет заливку и перезаливку баббитом вкладышей скольжения сифонным и центробежным способами с точным соблюдением этих технологий.

Удаление остатков старого баббита

Первой операцией подготовки стальных и чугунных корпусов к нанесению баббита, в условиях ремонтного производства, является выплавка (удаление) остатков баббита.

Выплавка старого баббита из вкладышей проводится так, чтобы избежать механических и химических потерь сплава. Эту операция происходит при минимально возможной температуре. В общем случае удаление отработанного баббита проводится при температуре от 320 до 420max °С.

Подготовка корпусов подшипников к нанесению баббита

Специальная подготовка вкладыша подшипника перед заливкой направлена на создание адгезионного взаимодействия материалов корпуса с антифрикционным сплавом. Основное направление создания адгезии в паре корпус-баббит это лужение. Лужение необходимо производить при заливке баббита всех марок, кроме баббита БК.

Вкладыши подшипников перед лужением и нанесением свежего баббита следует подвергать раздаче, то есть механической обработкой увеличивать внутренний диаметр.

Наличие на внутренней поверхности корпуса пазов, отверстий, канавок и нарезки способствует дополнительному механическому удержанию залитого. Однако, такая подготовка корпуса обеспечивает лишь механическое крепление баббитовой отливки в корпусе, что не всегда эффективно.

Поверхность чугунных корпусов (вкладышей) плохо смачивается оловом при лужении по сравнению со стальной поверхностью. Это объясняется повышенным содержанием углерода в чугуне, который практически не смачивается оловом и сплавами на его основе. К тому же пористость серого чугуна приводит к наполнению пор маслами и невозможности создания адгезии баббита с таким «промасленным» чугуном при ремонте чугунных вкладышей. В некоторых случаях перед лужением чугунных корпусов (вкладышей) проводят его поверхностное обезуглероживание.

Существует два метода лужения — в ванне и путем натирания. Лучшие результаты получают при лужении в специальной ванне с расплавленным оловом марки О2 или О3.

Лужение корпусов или вкладышей подшипников производится через флюс.

После подготовки надлежащим образом, корпус подшипника разогревается до температуры позволяющей расплаву баббита заполнить всю форму и пазы прежде, чем он закристаллизуется (при заливке баббитов это температура плавления полуды на поверхности корпуса).

Подготовка поверхности корпуса подшипника под заливку баббитом – одна из самых сложных и трудоемких операций. Научно производственное предприятие «Технологии сварочного производства» владеет необходимым опытом и базой для качественной подготовки чугунных, стальных и бронзовых корпусов подшипников скольжения для их заливки баббитом.

Расплавление баббита

Плавят баббит в специальных стальных или чугунных тиглях в электронагревательной печи с автоматической регулировкой температуры. Во избежание окисления и угара баббита рас­плавлять его следует лишь такое его количество, ко­торое требуется для заполнения подготовленных форм (корпусов подшипников).