Баббиты — наиболее давние подшипниковые материалы. Баббиты обладают низкой твердостью (НВ 130-320 МПа), имеют невысокую температуру плавления (240…320 ºС), повышенную размягчаемость (НВ 90-24 при 100 ºС), отлично прирабатываются, являются своеобразным компенсатором разного рода неточностей обработки антифрикционного слоя и монтажа подшипникового узла.
В России стандартизованы состав, свойства и области применения баббитов на основе олова (Б88, Б83, Б83С), свинца (Б16, БН и БС6) — ГОСТ 1320-74 и кальциевых (БКА, БК2 и БК2Ш) — ГОСТ 1209-90.
Состав и свойства оловянных и свинцовых баббитов регламентированы также международной организацией по стандартизации (ISO) и многими национальными объединениями, например ASTM (США), DIN (Германия), JIS (Япония), BSI (Великобритания) и другие. Химический состав некоторых баббитов приведен в таблице ниже. По антифрикционным свойствам баббиты превосходят все остальные сплавы скольжения, но значительно уступают им по сопротивлению усталости, что сказывается на общей работоспособности подшипников.
Наилучшим комплексом антифрикционных свойств обладают оловянные баббиты. Из-за высокого содержания дорогостоящего олова их используют преимущественно для подшипников ответственного назначения, применяемых в турбинах, компрессорах, насосах и т. п. оборудовании.
Основное назначение меди в стандартных оловянных баббитах – образование своеобразного каркаса или остова из сильно разветвленных первичных кристаллов η-фазы (Cu6Sn5), который мешает всплывать более легким (чем жидкая фаза) кристаллам фазы β (SnSb) в процессе кристаллизации. Иначе говоря, добавки меди предотвращает ликвацию по плотности, которая негативно сказывается на свойствах баббитов. Кристаллы Cu6Sn5, к тому же, являются центрами кристаллизации для выделяющихся во вторую очередь кубических кристаллов SnSb, вследствие чего кристаллизация последних происходит более равномерно и размеры их более мелкие.
Анализ структуры баббита Б83 показывает, что твердые включения — интерметаллиды SnSb и Cu3Sn могут иметь разные размеры. Так, изменяя условия охлаждения при заливке сплава размер интерметаллид SnSb в сплаве Б83от 20 до 300 мкм.
Известно, что для различных нагрузочно-скоростных режимов работы подшипникового узла рекомендуется получать различную микроструктуру у одного и того же антифрикционного сплава.
Научно производственное предприятие «Технологии сварочного производства» при восстановлении и изготовлении подшипников скольжения с баббитовым антифрикционным слоем применяет специальные технологические решения, направленные на создание оптимальной структуры сплава, отвечающей условиям эксплуатации.